Блог

ВЫПУСКНИКИ 1974 из истории московской скульптуры.

В июне 2014 года исполняется 40 лет выпуску факультета скульптуры МГАХИ им. В.И. Сурикова. Некоторое время назад один из бывших выпускников, а ныне член-корреспондент РАХ Игорь Николаевич Новиков обратился с предложением сделать материал об этом уникальном во многом выпуске. Его предложение оказалось интересным и перспективным в том, что такие публикации могут стать составной частью большой панорамной картины развития современной скульптуры и помочь в осмыслении той роли, которую в истории искусства играет художественная школа как профессиональный фундамент ремесла и мастерства система, закладывающая в молодого художника основу его будущих разносторонних реализаций. Сидят (слева-направо) : Ж. Молдабаев, М. Переяславец, М. Пионтковская, А. Руковишников, С. Казанцев.Стоят: Б. Исынгильдыев (крайний слева), И. Новиков (крайний справа). Вряд ли сорок лет назад кто-то мог уверенно утверждать, что выпуск 1974 года станет одним из самых ярких выпусков десятилетия. Но время показало, что именно этот выпуск достоин представлять целое поколение скульпторов, что молодые мастера, вступившие в художественную жизнь в 74 году, - Александр Рукавишников, Михаил Переяславец, Игорь Новиков, Владимир Кошелев и их однокурсники, - во многом определили, наравне со своими чуть более старшими и чуть более младшими коллегами, пути развития скульптуры второй половины семидесятых-восьмидесятых годов. Семидесятые и восьмидесятые годы в отечественном изобразительном искусстве были исключительно богаты на талантливых мастеров, это время отмечено появлением в искусстве многих индивидуальностей и в живописи, и в графике, и в скульптуре. А. Рукавишников. Памятник М. Растропочвичу в Москве. Поколение, пришедшее в художественную жизнь в 70-80-е годы, во многом определяет облик современного изобразительного искусства по сей день - имена Т. Назаренко, О. Булгаковой, Н. Нестеровой, А. Волкова, В. Рожнева, А. Ситникова, В. Орлова, И. Казанского, А. Рукавишникова, А. Цигаля, В. Соскиева, В. Думаняна, Л. Баранова, Б. Орлова стали частью отечественного искусства. Жениз Молдабаев. “ Памятник КасымуАманжолову” (г. Караганда). Выпускники 1974 года кафедры скульптуры Суриковского института - Александр Рукавишников, Михаил Переяславец, Владимир Кошелев, Игорь Новиков, Сергей Казанцев, Александр Аполлонов (Краснодар), Жениз Молдабаев (Казахстан), Марина Пионтковская, Николай Майоров, Байрам Исынгильдыев(Туркмения), Дмитрий Рангачев (Болгария-Швеция) стали яркими представителями московской и, шире, русской школы скульптуры, их искусство сосредоточило в себе основные принципы и методы современной скульптурной школы. А. Аполлонов. “Девушка в тюрбане”. Это бесспорно «звёздный» курс, хотя понятие «звезды» как-то не вписалось в привычную ткань рассуждений об изобразительном искусстве. О выпуске, которому посвящена наша статья, можно без преувеличения сказать, что он стал художественным явлением в жизни, которое позволяет говорить о стилистике, о формальных и содержательных особенностях московской школы скульптуры. Школа – это метод и стиль преподавания, узнаваемые образы и приёмы, которые вырабатываются вследствие определенной идеи искусства. М. Пионтковская. “Танец”. Говоря о школе, о выпускниках, о художественной традиции, нельзя не вспомнить и о тех, кто воспитал скульпторов. Педагогами начинающих скульпторов стали выдающиеся художники, каждый из которых являлся уникальной личностью, ярким талантливым мастером, оставившим глубокий след в истории отечественного искусства. А. Переяславец. “Всеволод Бобров”. Михаил Бабурин (у него учились мастерству Аполлонов, Казанцев, Новиков, Кошелев), Лев Кербель (педагог Рукавишникова и Переславца), Павел Бондаренко (педагог Рангачева, Пионтковской, Майорова, Исынгильдыева, Молдабаева) вложили в своих учеников умение размышлять и говорить на языке формы и объёма, понимание красоты и возможностей скульптуры - пластических и образных решений, композиции, линейного и пластического строя. Кроме того, школа как преемственность мастерства и сохранение фундаментальных профессиональных и ремесленных ориентиров - это ещё и универсализм возможностей, наличие у каждого художника, получившего «хорошую школу», универсальной способности к самовыражению - здесь и владение традицией, и новаторские творческие поиски, и владение всеми стилистическими и формальными приёмами. Понятие «школы» затрагивает не только узкопрофессиональную художественную сферу, но существует в широком современном социальном и культурном контексте. Сегодня в Суриковском институте на кафедре скульптуры в свою очередь продолжают великие традиции художественного образования в России, возглавляя кафедру скульптуры и композиции, Александр Иулианович Рукавишников - профессор, Академик РАХ, Народный художник РФ; ведёт мастерскую Народный художник России, действительный член РАХ, профессор Михаил Владимирович Переяславец, в мастерской М.В. Переяславца подготовкой студентов занимается Народный художник РФ, член-корреспондент РФ профессор Владимир Иванович Кошелев. И. Новиков. “Диалог”. Александр Рукавишников - деятельный, разносторонний, неожиданно и ярко формулирующий скульптор. Его образы осмыслены через классическую традицию и современные реалии жизни, их внутренняя энергия бьёт через край. Работы Рукавишникова знают, их любят что называется, подлинной «народной любовью», и не за внешние эффекты, а именно за то, что скульптор очень точно попадает в суть своего героя, будь то Юрий Никулин, Михаил Шолохов или, из новых памятников, Сергей Михалков. В. Кошелев.“Портрет сына”. Художественный темперамент Михаила Переяславца лежит, скорее, в плоскости интерпретации классического наследия и классицистической формы. Вдумчивая и кропотливая работа с натурой, столь характерная для пластической и эстетической традиции отечественной скульптурной школы, тончайшие стилизации античной или, скорее, антикизированной, формы - Переяславец развивает линию утончённого интеллектуализма в современной скульптуре Через Михаила Бабурина, скульптора матвеевской школы и непосредственного ученика Александра Терентьевича, метод Матвеева получает развитие в творчестве Игоря Новикова, Владимира Кошелева, Сергея Казанцева... В свою очередь, Владимир Кошелев передаёт творческий метод осмысленного видения натуры новым поколениям скульпторов. Можно сказать, это было одно из поколений художников, узнавших счастье профессиональной самореализации в искусстве. Позднее в искусство, во вне-выставочную и вне публицистическую художественную жизнь пришло поколение «дворников и сторожей», не участвовавших в больших выставках, которые позволяли бы видеть свои работы в широком контексте творчества современников, поколение со своей, замкнутой на себя, критикой и публицистикой. Это была закрытая в себе самовоспроизводящаяся художественная среда «нонконформизма», хоть и давшая интересные имена и образцы творчества, но формировавшая скорее последователей, а не учеников. Выпускники скульптурного факультета Суриковского института 1974 года по-прежнему много и своеобразно работают, их творчество, их художественные поиски вносят новые грани в современное видение пластической формы и пространственного значения скульптуры. Выставки, преподавательская деятельность, общепризнанный авторитет в профессиональной среде и у зрителей, творческая работа - всё это есть у «выпускников». Сорок лет - и большая, необычайно разносторонняя и яркая творческая жизнь у каждого из них. Наталья Дубровина Издание Региональной общественной организации “ОБЪЕДИНЕНИЕ МОСКОВСКИХ СКУЛЬПТОРОВ”, выпуск (15) июнь 2014.


Слово о скульпторе

23 февраля 2013 года ушла из жизни Марина Брониславовна Пионтковская (1949-2013) - талантливый скульптор, наш товарищ, однокурсница по Суриковскому институту. Помним ее, скорбим. Светлая ей память. Игорь Новиков, Рудольф Сааков, Владимир Соскиев, Михаил Переяславец, Владимир Кошелев, Александр Рукавишников, Александр Апполонов, Женис Молдабаев, Сергей Казанцев. Несмотря на тяжелую болезнь, она мужественно до последних дней занималась любимым делом — искусством. Когда сейчас видишь подборку работ Марины Бронисла-вовны разных лет, одна за другой являются нам ипостаси художницы: мастер скульптурного портрета, автор рельефов, керамист. Группируясь по самым разнообразным признакам, объединяясь в циклы, они как бы делят ее творческую жизнь на периоды. Ведь они не «были», а «есть», потому что по-прежнему живут среди ее близких и друзей. С детских лет Марина открыла искусство как первооснову своей судьбы. Она закончила Краснопресненскую художественную школу (занималась у педагога В.Н. Шиповской), затем поступила в МГХИ им. В.И. Сурикова (с 1967 по по 1974 гг.), где училась у таких прославленных мастеров, как М.Ф. Бабурин, Л.Е. Кербель, М.Г. Манизер, П.И. Бондаренко. Академическая школа, заложившая в ее творчестве традиции пластического мышления, была воспринята ею очень органично. Не даром она училась на курсе Суриковского института, который дал отечественному искусству целый ряд известных ныне имен: А. Рукавишников, М. Переяславец, В. Соскиев, И. Новиков, С. Казанцев, Р. Сааков и др. Уже первые работы молодого скульптора показали высокое профессиональное мастерство, интенсивность пространственных и пластических поисков. Об этом свидетельствует ее дипломная работа «1941 год» (руководитель диплома П.И. Бондаренко). После окончания института Марина преподавала в художественной школе, участвовала в столичных выставках. В 1979 году вступила в Союз художников СССР, став постоянным участником не только московских, но и республиканских и всесоюзных выставок. Работала в Комбинатах Художественного фонда, и, как это было принято тогда в Союзе, делала бюсты политических и революционных деятелей, декоративно-парковую скульптуру. Произведения художника того времени вполне традиционны. В ее работах часто присутствует разработанный пластический сюжет, идущий от конкретных жизненных впечатлений («Окно», 1978), «Летите голуби» 1976, «Театр» 1980. Своими скульптурами Марина откликалась на весь спектр волнующих современников проблем: от философского восприятия мира до производственной деятельности человека («Парашютист», 1974; «Шахтер», 1975; «Рыбачка», 1978; «Сварщик Стас» , 1981). Многие работы были созданы во время творческих командировок по стране. Она побывала на Кольском полуострове в рыбаловецкком колхозе, в Донецке на шахте «Юбилейная», в 1981 году на заводе «Атоммаш», где в здании заводоуправления была организована ее персональная выставка. Отовсюду она привозила рисунки, этюды, портреты, которые в дальнейшем использовала в своих композициях: «Молодые рыбаки» 1978, «Улица Волгодонска» 1983. При всем разнообразии пластических решений в большинстве работ Марины Пионтковской ведущую роль играет форма, ее пространственное размещение. Отсюда — ясность образного замысла ее работ. В основе портретов скульптора — или натура, как в мраморном «Женском портрете» (1971), в трогательном «Детском портрете» (1979), «Портрете мужа» (1994), «Портрете Александра» (1974), или авторская интерпретация образа, если речь идет об исторических образах («Портрет Якова Свердлова», 1980; «Портрет Ф. Дзержинского», 1982, «Портрет А. Пушкина», 1999). После тяжелой операции в 1992 году, Марина не могла уже работать с тяжелыми монументальными формами, делала станковые работы, мелкую пластику в бронзе. Последние годы ее увлекло религиозное искусство, несколько лет художник занималась иконописью в мастерской Сретенского монастыря. Написала несколько икон Богоматери, Николая Чудотворца и Михаила Архангела. И это нашло продолжение в ее скульптурном творчестве. Помогая дочери Ольге, учившейся на факультете керамики в Строгановке, Марина Брониславовна увлеклась этим материалом, работы в котором создаются по другим принципам формообразования. У нее были поиски сочетания абстрактной-декоративной и классической форм - «Большой парашютист» (1979) и «Метро» (1978). Здесь у художника возник удивительный простор для творческого поиска, возможность использовать материал в неожиданных сочетаниях, оперируя не только пластическим языком, но и цветом. Она сделала несколько фигур и рельефов на религиозную тему, где сочетала декоративность керамики с традицией иконописи. В своих трехмерных иконах он опиралась не только на рельефы эпохи Возрождения, но и использовала наследие православной иконописи, что ощутимо в цветовом решении этих работ. Свою последнюю работу «Мадонна с младенцем» (2013) автор успела перевести в гипс: обобщенная пластика объемов фигур, круглящиеся линии придают этой вещи глубину и емкость образа. Искусство М.Б. Пиотковской гармонично сочетает в себе энергию пластической формы и лирическую нежность. Так и сама она была, по воспоминаниям близких, внешне мягкой и приветливой, но довольно строгой и твердой, когда дело касалось ее работы, ее отношения к творчеству. Об этом ее последнее стихотворение, написанное незадолго до ухода.   Я не заметила, как лопнула струна. Оборвалась струна и потерялась. Теперь же на шести играть мне предлагалось. И я играла, Я играла, Я старалась. Мелодия не очень получалась. Да, да, Мелодия не очень получалась, Но мне одно лишь оправдание осталось- Я не заметила, как лопнула струна. Новости МСХ №04 (2013)


УКРАШЕНИЕ КРАСИВОГО — Элитарность и китч в современном искусстве Часть II

УКРАШЕНИЕ КРАСИВОГО - Элитарность и китч в современном искусстве Часть IIМинистерство культуры РФ | Государственная Третьяковская галерея Галерея Вересов УКРАШЕНИЕ КРАСИВОГО Элитарность и китч в современном искусстве Часть II Вернисаж – 21 декабря в 18.00 Veresov Gallery Ленинградский проспект, 14, строение 2 Выставка открыта с 22 декабря 2012 по 3 марта 2013 Приглашаем Вас посетить вторую часть выставочного проекта «Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве». Задачей кураторов было составить сравнительные ряды «красот» и «украшений», предложить посетителям самим определить границы вульгарного и элитарного на материале экспозиции . Зрители увидят решетки, дизайн которых должен «улучшить психологический тип осужденного», в сравнительном ряду с соцреалистической живописью 1930ых, современное искусство оппонирующее эмблемам и символам советского времени. адрес:Ленинградский проспект дом 14 строение 2 время работы: пн-вс, с 12:00 до 20:00 Кузнецов Василий Сергеевич Генеральный директор Veresov Gallery На выставке представлены работы художников: Ю.Пименова, А.Пластова, С.Ануфриева, Л.Константиновой, Г.Острецова, Е.Берг, А.Савко, Н.Конышевой и др.


sculpt-art.ru — Искусство для Вашего дома.
© Все права защищены sculpt-art.ru | 2016г. | Разработка студии – INTELLECTART.RU